Twitter не угнаться за Facebook
IPO Facebook состоялось в мае 2012 года, а уже через три месяца акции компании потеряли почти 50% стоимости. Twitter разместился на бирже в ноябре 2013-го, и через два месяца котировки его бумаг выросли более чем на 60%. На сегодняшний день картина диаметрально противоположная. Предлагаю анализ перспектив акций Twitter в сравнении с его конкурентом по отрасли Facebook.
Активные пользователи
Фундаментальной мерой роста социальной сети, на мой взгляд, является прирост ее активных пользователей, так как именно они в конечном итоге генерируют выручку компании. По результатам 3-го квартала прошлого года количество активных пользователей Twitter (monthly active users) составило 284 млн. Это почти в пять раз меньше аудитории Facebook. Часть пользователей Twitter, которые используют сервис через мобильные устройства, составляет 80%, для Facebook этот показатель составляет 83%. Таким образом, Twitter несколько медленнее адаптируется к набирающему силу мобильному тренду.
Источник: отчетность компаний.
Очевидно, что сравнения Twitter и Facebook через абсолютные показатели недостаточно, для того чтобы анализ был полным, поэтому рассмотрим темпы прироста активных пользователей.
Источник: отчетность компаний.
Несмотря на пятикратную разницу в размерах аудитории Twitter и Facebook, темп прироста за 3-й 2014 года составил для Twitter 5%, для Facebook 3%. Я считаю данный темп непростительно малым для Twitter с его текущей аудиторией. Дополнительно отмечу, что абсолютный прирост аудитории у Twitter с момента его IPO к моменту выхода последнего отчета составил 846%, а у Facebook — 1055%.
Аудитория Twitter существенно меньше аудитории Facebook, и, учитывая текущие темпы прироста, Twitter увеличивает отставание.
Выручка Twitter в 3-м квартале минувшего года составила $361,27 млн, увеличившись на 114% г/г. Тот же показатель Facebook повысился на 58% г/г, достигнув $3 203 млн. На первый взгляд темпы роста выручки Twitter выше, чем у Facebook, однако рассмотрим этот показатель в пересчете на одного активного пользователя.
Источник: отчетность компаний.
Каждый активный пользователь Facebook приносит на 46% выручки больше, чем активный пользователь Twitter. Причем, если с 2011 года разница уменьшалась, то есть Twitter догонял Facebook по данному показателю, то с 2013-го тренд изменился и Facebook наращивает данный показатель быстрее, чем Twitter.
Twitter по сравнению с Facebook хронически получает меньше выручки с одного активного клиента.
Рентабельность
Источники: Reuters.
Показатель gross margin для Twitter выше среднего по сектору, но меньше, чем у Facebook. Я считаю, что убыточная компания должна усиленно контролировать прямые издержки (например, у LinkedIn gross margin составляет 86,82%). Показатели EBIDT margin или operating margin у Twitter отрицательные, так как компания все время работает с операционным убытком.
Геоэкономические риски
Twitter и Facebook заблокированы в Китае. Ранее я уже упоминал, что их дальнейшая работа под вопросом и в России. Недавно стало известно, что правительство Турции угрожает заблокировать Twitter. Азиатские страны имеют большой потенциал для социальных сетей, но их правительства с каждый годом все сильнее стремятся контролировать эти ресурсы или даже заблокировать, так как их воспринимают (не без основания, на мой взгляд) как инструмент информационной дестабилизации общества. Я считаю, что, учитывая нарастание глобальной напряженности, эти риски имеют долгосрочный и растущий характер, что негативно как для Twitter, так и для Facebook.
Сильные стороны Twitter
- C 2008 года Twitter закрыл 35 сделок по слиянию и приобретению (из них в прошлом году — пять). Среди прочих были приобретены такие компании, как Bluefin Labs (social TV analytics) и Namo Media (advertisements for mobile applications). Twitter работает над адаптацией к мобильному тренду, а также осваивает перспективное направление social TV.
- Текущее количество неактивных, но зарегистрированных аккаунтов достигает 500 млн. Это означает хороший внутренний потенциал для роста.
- Упомянутое отставание выручки на одного активного пользователя по сравнению с Facebook является доказанной возможностью для Twitter продолжать наращивать свою монетизацию.
Один минус перечисленных сильных сторон сервиса микроблогов в том, что они могут реализоваться лишь в неопределенном будущем. На сегодняшний день компания продолжает генерировать чистый и операционный убыток. Учитывая убыточность компании, я рассчитываю текущую целевую цену акций Twitter на основе следующих мультипликаторов.
Хотя акции Twitter с октября прошлого года упали на 25%, потенциал снижения в них остался. В ближайший месяц они могут просесть до $27, на 27%. Инвестировать в акции американских IT-компаний можно и через приобретение акций специализированного ETF, торгуемого на Московской бирже.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/22614/posts/50361