Tikr

Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?

Три камня преткновения в электроэнергетике: что пугает инвесторов?

напечатать

28 сен 08:52



Проблема высокой задолженности в секторе

Речь пойдет об одном из наиболее проблемных сегментов — сбытовом бизнесе. Отмечу, что «синдромом должника» страдают многие участники энергосбытового сегмента. Отсюда и лишение статуса гарантирующих поставщиков 11 компаний, общая задолженность по которым составляет по состоянию на начало года 53,8 млрд руб., что на 70% больше, чем годом ранее. Для сравнения: общая выручка за 2012 год составила 94,7 млрд руб., а задолженность потребителей перед гарантирующими поставщиками — 137 млрд руб. Шесть компаний, лишившихся статуса гарантирующих поставщиков, принадлежат Энергостриму, подозревающемуся в выводе средств за рубеж.

Причин печального исхода ситуации с энергосбытами несколько. Свою роль сыграло изменение некоторых правил по получению доходов энергосбытовыми компаниями, нововведения вступили в силу в апреле 2012 года. Под ними подразумеваются отмена дифференциации потребителей по числу потребляемых часов электроэнергии и введение запрета на штрафные санкции за недобор энергии для некрупных потребителей, что ранее приносило сбытам неплохие барыши. К тому же, законодательно изменились сроки смены статуса гарантирующего поставщика: теперь для того, чтобы «отобрать» функции ГП и передать местным РСК, требуются всего 52 дня против 156 дней ранее.

Кроме того, сам статус гарантирующего поставщика предполагает заключение договора с любым обратившимся к нему потребителем, в независимости от его платежеспособности. Таким образом, впоследствии возникают проблемы с ростом дебиторской задолженности ЭСО, основными должниками которых являются муниципальные и государственные компании. Зачастую даже предписания суда об оплате долгов игнорируются, что ставит тем самым сбыты в кризисное положение, когда они не могут оплатить электроэнергию на оптовом рынке. Поэтому в розничном секторе торговли электроэнергией требуется серьезный пересмотр правил и ответственности за нарушение платежной дисциплины. Вопрос уже много раз поднимался на высоком уровне, однако до сих пор никакого реально действенного решения принято не было.

Сейчас статус ГП выставляется на аукцион, первые два этапа которого были признаны несостоявшимися: не нашлось желающих на приобретение статуса взамен погашения задолженности участников сначала в 100%-м, а потом в 80%-м размере. Прием заявок на погашение долга бывших ГП в размере 60% будет проходить с 20 по 27 сентября. На мой взгляд, здесь уже могут появиться претенденты на покупку, в частности, среди генерирующих компаний. Позитивным моментом также является то, что лишение статуса гарантирующего поставщика 11 компаний позволило снизить долги на оптовом рынке на 11% за март-май по сравнению с состоянием на начало года. Россети продолжают утверждать, что логичнее было бы оставить эти функции за ними, что, однако, противоречит ходу реформирования электроэнергетического комплекса страны. Я по-прежнему считаю ситуацию в сегменте кризисной, несмотря на то, что многие сбыты продолжают платить дивиденды, что, однако, не добавляет их бумагам привлекательности. Здесь стоит лишь присмотреться к акциям МоСЭС, дивидендная доходность по которым составляет 5,7%, целевая цена — 0,67 руб.

Проблема тарифообразования в сетевом комплексе

В центре внимания оказались также тарифы естественных монополий на ближайшие три года, что связано с планированием трехлетнего бюджета, главными чертами которого должны стать сокращение госрасходов и обеспечение более высоких темпов роста ВВП. Соответственно, главой кабмина Дмитрием Медведевым было дано поручение подготовить предложения по «заморозке» тарифов монополий, а позднее на совещании у президента этой самой «заморозке» было дано добро.

В электроэнергетическом секторе это касается тарифов на передачу электроэнергии по сетям ФСК и МРСК. Напомню, что с 2010 года тариф устанавливается по методологии RAB-регулирования, что является одним из факторов привлечения инвестиций в отрасль, так как основывается на принципе возврата вложенного капитала. Также механизмом привлечения вложений в электроэнергетику считаются договоры по поставке мощности, согласно которым компании обязуются возводить новые мощности в обмен на гарантированные инвестиции, сумма которых в итоге включается в конечный тариф. Подобные меры по ограничению роста тарифов, скорее всего, вызовут необходимость в корректировке параметров этих договоров, таких как норма доходности на первоначально и вторично инвестированный капитал, что немедленно скажется на выручке организаций.

Напомню, что на настоящий момент существует несколько концепций относительно будущих тарифов. Изначально планировался рост тарифов на передачу электроэнергии на уровне 9,5% в 2014 году. Минэкономразвития предлагает нулевой рост в 2014 году и рост на уровне инфляции предшествующего года (то есть на уровне 4,5-5%) в 2015-м и 2016-м. При этом индексация тарифов по регулируемым услугам ЖКХ для населения будет рассчитана по формуле уровень инфляции минус 30%, что поддерживает идею частичного снятия нагрузки с промышленности в оплате электроэнергии. Минэнерго настаивает на целесообразности индексации на уровне инфляции на протяжении всего периода, что обосновывается необходимостью плавного подхода к сдерживанию роста, который не отразится на инвестиционной привлекательности отрасли так сильно, как «заморозка». В целом компании уже начали готовиться к серьезной экономии на издержках в будущем году, однако, на мой взгляд, инвестпрограммы сетей сокращаться не будут, так как могут использоваться и другие источники финансирования. Что касается цен на газ, то от ограничения роста в этой области могут потенциально выиграть генераторы, преимущественно работающие на газе, то есть ОГК. Фаворитом сектора я считаю Э.ОН Россию с целевой ценой в 3,47 руб. за акцию.

Проблема «последней мили»

Эта проблема также является довольно широко обсуждаемой ввиду того, что законодательно отмена схемы «последней мили» предусмотрена с 2014 года. Это значит, что МРСК больше не будут арендовать магистральные участки сетей у ФСК, а прямое подключение к сетям ФСК формально пока не запрещено. В связи с этим, кстати, в последние годы прогремело несколько судебных разбирательств между крупными промышленными потребителями и МРСК, так как первые не хотели платить за электроэнергию в несколько раз больше, чем это можно было делать, будь они присоединены к ФСК ЕЭС без посредников. Некоторые из этих тяжб завершились победой промышленников, однако позже законники встали на сторону распределительных сетей, что говорит о том, что к началу следующего года отрасль едва ли будет готова к отмене этого механизма. К тому же, из трех представленных правительству вариантов по решению проблемы ни один не был до сих пор одобрен. Это также связано с введением соцнормы для населения, которая может компенсировать выпадающие доходы сетевиков от потери платежей крупных потребителей. В наибольшей степени обострившийся вопрос «последней мили» касается МРСК Урала и МРСК Сибири, таргеты по которым составляют 0,137 руб. и 0,121 руб. соответственно.

Источник: http://investcafe.ru/blogs/19098/posts/32878

Добавить комментарий